Суббота, 27.04.2024, 20:20
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Когда ребенку исполняется 6-7 лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, был хорошим учеником? Есть ли критерий, который позволяет оценить степень готовности ребенка к школьной жизни?

Такой критерий есть, и он получил название "школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Критерии определения готовности ребенка к обучению в школе

  • Физиологическая готовность организма
  • Психологическая готовность
  • Личностная готовность
  • Состояние здоровья.
  • Физическое развитие.

Развитие анализаторных систем.

Развитие мелких групп мышц.

Координация движений в соответствии с возрастной нормой

— Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

— Это готовность психических функций (внимание, восприятие, воображение)

— Произвольность познавательной деятельности,

— Способность к развернутой речи.

 

Внимание

К семи годам ребёнок должен:

Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут.

Находить 10 отличий между предметами.

Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов.

Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

Копировать в точности узор или движение.

Уметь находить одинаковые предметы.

Память

К семи годам ребёнок должен:

Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.

Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.

Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.

Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно.

Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

Мышление

К семи годам ребёнок должен:

Объединять предметы в группы по определѐнным признакам.

Находить закономерность в построении ряда предметов.

Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.

Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

Решать логические задачи.

Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.

Восприятие

К семи годам ребёнок должен:

Различать цвет и форму предмета.

По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалѐнности и пр.

Использовать в речи многообразные обозначения пространственных отношений (вниз, направо, налево, на другую сторону).

Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).

Мелкая моторика

К семи годам ребёнок должен:

Свободно владеть карандашом и кистью при разных приѐмах рисования.

Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.

Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.

Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Личностная готовность

Личностная готовность заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Позиция школьника обязывает занять новое положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях. Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Отношение к родным и близким. В семье ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

Если у ребенка нет желания учиться, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально - психологической готовности ребенка.

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли в будущей профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение. Здесь уместны совместный просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Не запугивайте ребенка школой!

Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, появляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Наряду с общей готовностью к обучению в школе ребенок должен:

• знать правила общения;

• уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;  уметь управлять своим поведением без агрессивности;  уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

Комплекс готовности к школьному обучению

Коммуникативная готовность

Когнитивная готовность

Эмоционально-волевая готовность

Личностная готовность

Коммуникативная готовность -  умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

  • играть и общаться с другими ребятами;
  • быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
  • общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; q доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Когнитивная готовность - ориентировка ребенка в окружающем.

  • Запас знаний, усвоенных в системе.
  • Желание узнавать новое, любознательность.
  • Развитие образных представлений.
  • Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. q Смысловое запоминание.

Эмоционально-волевая готовность

  • Способность управлять своими эмоциями и поведением.
  • Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
  • Стремление преодолевать трудности.
  • Стремление к достижению результата своей деятельности.

Личностная готовность принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей

учебная мотивация ( ребенок хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу

 

  • «Я» (имя, фамилия, отчество, пол, возраст, место проживания).
  • Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии).
  • Окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.)

 

  • Числовая последовательность в пределах 20.
  • Сложение и вычитание в пределах 10.
  • Понятие «больше – меньше».
  • Основные геометрические фигуры.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Измерение предметов при помощи линейки.
  • Цвета и их оттенки.
  • Умение составлять рассказ по картинке.
  • Пересказывать содержание известной сказки.
  • Рассказывать связные истории из своей жизни.
  • Рассуждать.

Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать.

Поэтому ему нужно уметь:

  • правильно держать ручку;
  • пользоваться ножницами;
  • рисовать и лепить;
  • обводить контуры и заштриховывать фигуры.