Воскресенье, 28.04.2024, 04:20
Приветствую Вас, Гость
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Система оздоровительных мероприятий.

1.  Утренняя гимнастика в облегченном виде (ежедневно).

2.  Физкультурные занятия 3 раза в неделю.

3.  Прогулки ежедневно при температуре не ниже - 20С (ежедневно).

4.  Умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза, температура воды +14,+16 С.

5.  Дневной сон с применением фитотерапии (применение индивидуальных фитоподушек с травами: ромашка, можжевельник, почки сосны).

6.  Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна).

7.  Ходьба по "тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна.

8.  Полоскание рта водой комнатной температуры (ежедневно после обеда).

9.  Солевое закаливание (ежедневно после дневного сна).

10.  Применение индивидуальной аромабижутерии с аромамаслами в целях профилактики гриппа и простудных заболеваний.

11.  Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование), в целях профилактики миопии.

12.  Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно).

13.  Изучение и применение элементов игрового массажа: (закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающего массажа подошв.)

14.  Профилактика сколиоза (контроль над положением тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи.)

Валеология – наука о здоровье.

"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."

В. С у х о м л и н с к и й

·  О валеологии Статьи о валеологии

·  Дыхательная гимнастика Упражнения для постановки дыхания

·  Имунная гимнастика Упражнения для поднятия иммунитета

·  Мимическая гимнастикаРазминки для лицевых мышц

·  Массаж Виды и методики проведения массажей

·  Этюды Стихи приветствия, для поднятия настроения

Валеология.

На колоне при входе к храму Аполлона в г. Дельфах, которая в Греции, выбита надпись "познай себя". Эти слова были лозунгом целого философского учения, которое основывалось на воображении о том, что познание окружающего мира происходит через познание себя, своих возможностей и стремлений. Это учение древнегреческих философов сегодня можно трактовать так: для проникновения в тайны природы и окружающего мира большое значение имеет самопознание. Известный древнегреческий мыслитель Сократ считал, что люди, которые познают себя, делают много доброго и получают численные положительные результаты. И наоборот, тот, кто себя не знает, испытывает много неприятности и неудач. По Сократу, знание есть единственно правильным фактором и критерием человеческого поведения, поэтому человек прежде всего должен познать себя. Самопознание ведет человека к пониманию своего места в мире, смысла жизни, формирует ее характер, волю.

Аналогичные взгляды на роль самопознания высказывал выдающийся украинский философ Григорий Сковорода. Он писал, что когда мы хотим измерить небо, землю и море, то должны прежде всего измерить самых себя своей собственной мерой. Не измерив себя, мы не можем измерить другие предметы.

Современная наука доказала верность учения древних философов, что прежде всего, следует беречь духовное здоровье человека, так как от духовного состояния зависит в значительной мере его физическое развитие. Собственно духовность, как форма  морального потенциала человека, направленного на доброжелательность, соучастие и бескорыстие способно спасти общество и личность от варварства, агрессивности и жестокости. Мы должны стремиться закладывать в свои и детские души милосердие, доброту. Справедливость, понимание души другого человека, его энергетики, обычаев своих предков. Без души нет личности, без личности нет прогресса цивилизации, без движения нет жизни. Без духовности человек не может преодолеть болезни, выздороветь, быть здоровым и счастливым. Кроме духовного здоровья нужно уметь беречь и физическое здоровье.

Здоровье - основное условие реализации физических и психических возможностей и способностей личности. Здоровье - наибольшая человеческая ценность, которую многие люди начинают ценить и беречь, потеряв значительную часть этого сокровища, отпущенного нам природой. Одно из условий сохранения здоровья есть здоровый образ жизни. Формирование основ здорового образа жизни требует:

·  осмысление себя, как представителя биологического вида, способного к оценке своего физического состояния, прогнозирование собственного здоровья, сохранение его и формирование;

обеспечение социальной и психологической защищенности, душевного комфорта, жизнерадостного мировосприятия, высоких моральных и эстетичных чувств, умение находить счастье в творческой деятельности;

·  адаптация к социальным условиям, высокому уровню культуры общения и коммуникативных привычек.

К основным составным здоровому образу жизни принадлежат: образ жизни, уровень культуры, место здоровья в иерархии нужд, мотивация, обратные связи, установка на длинную здоровую жизнь, обучение здоровью.

Изучение и решение этих потребностей в поле зрения валеологии - науки о закономерностях и механизмах формирования, сохранение, укрепление, восстановление здоровья людей и передачи его потомкам. Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым". Валеология как наука возникла не так давно. "отцом" современной валеологии называют русского ученого И.И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения  практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.

Валеология в детском саду.

Для воспитания у детей и молодежи заботливого отношения к своему здоровью во многих дошкольных учреждениях, школах, вузах введен новый учебный курс "валеология". Главная цель этого курса заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.

Интегративний курс "валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:

·  воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

·  установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;

·  формирование личности ребенка;

·  воспитание привычек личной гигиены;

·  закаливание ребенка и его двигательная активность;

·  профилактика и устранения вредных привычек;

·  осуществление валеологического мониторинга.

Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Организация обучающей воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Основные задачи дошкольного интегративного курса "Валеология"

Основными задачами дошкольного интегративного курса "валеологии" есть:

·  формирование и развитие теоретических знаний и практических умений у детей раннего и дошкольного возраста, необходимых для понимания многомерного и многосложного понятия здоровья и процесса его укрепление и сохранение;

·  получение основ знаний и практических умений в содействии и использовании современных и давних методик физического, психического, духовного и социального оздоровления. Воспитание заинтересованности к опыту народной оздоровительной системы;

·  формирование элементов валеологического мировоззрения, овладение элементарной оздоровительной терминологией;

·  целесообразное структурирование и комплексирование знаний, практических умений детей в оздоровлении человека в разных видах учебной, игровой, трудовой и бытовой деятельности.

·  формирование у каждого ребенка умственных умений анализа своего личного состояния с целью своевременной самопомощи;

воспитание желания и потребности детей в использовании теоретических и практических знаний в оздоровлении членов своей семьи, других людей.

Задачи и структура базового валеологического образования

Дошкольное воспитательное учреждение является органом образования и общественного воспитания детей возрастом от двух до семи лет, в котором осуществляется формирование просвещенной, творческой личности, становление ее физического, психического, духовного и социального здоровья, обеспечение приоритетного развития человека.

Для реализации этой задачи необходимы новые подходы к содержанию обучения детей раннего и дошкольного возраста. Общая концепция непрерывного образования предлагает: обязательным компонентом новой системы национального образования должны быть задачи по формированию, сохранению и укреплению здоровья, гигиеническое воспитание населения, начиная с раннего и дошкольного возраста.

Этот компонент изменяет требования ко всему содержанию образования, его приоритетов, предоставляет валеологический характер, выдвигает первоочередные задачи: формирование валеологического сознания граждан, культуры здоровья личности. Интегральной характеристикой здоровья личности и общества считаются физические, психические, духовные и социальные составляющие.

Вот почему включение курса валеологии в блок базовых дисциплин в дошкольном учреждении считается необходимым и весомым.

Значение подачи этого курса состоит в познании ребенком природы, человека, взаимодействия человека с природой и обществом, которое оказывает содействие формированию его как здорового, самосовершенствованного объекта целостной системы. Познавая свое бытие, близких и родных, ребенок становится активным тружеником своей Родины.

В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний (научных и ненаучных), которые вычеркиваются из таких систем знаний: "окружающий мир" (или "мир человека"), "природа", "физкультура и здоровье", "музыка и здоровье", "изобразительное искусство и здоровье", "математика и здоровье".

В своей совокупности базовые знания интегративных видов деятельности детей дают возможность формировать элементы целостной научной картины мира и решать такие задачи:

"Здоровье человека"

Дети дошкольного возраста шести лет должны...

·  знать элементарное анатомическое строение и функции частей тела, органов и систем организма человека; условия в которых человек может быть здоровым;

·  понимать человека как составляющую систему природы и общества, бережно и с уважением относиться к ней;

·  элементарно понимать и анализировать проявления физического, психического состояния человека, морального поведения, позитивных отношений, ценить положительное начало в человеке;

·  понимать, что позитивные проявления психического состояния человека и моральные поступки формируют ее здоровье;

·  уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по некоторым внешним признакам и проявлениям поведения;

·  проявлять чуткость к старым и больным людям, желание им чем-то помочь;

·  владеть элементарными приемами первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях.

·  иметь элементарные представления о своем рождении;

·  сознавать роль матери, отца, семьи, рода у здорового ребенка;

·  знать строение своего тела, мальчика и девочки, чем они отличаются, основные процессы жизнедеятельности внешних органов, некоторых систем, ценность их нормального функционирования для укрепления и сохранение здоровья;

·  понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья;

·  знать названия гимнастических упражнений, закаливающих и культурно-гигиенических процедур, спортивного инвентаря;

·  использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреждения заболеваний;

·  пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги;

·  знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;

·  владеть несколькими методами физического и психического оздоровления.

"Здоровье в природе"

·  понимать взаимозависимость человека (ребенка) и природы, использовать знания на практике (с целью оздоровления);

·  регулировать свою жизнь и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий, климата;

·  владеть способами защиты от неблагоприятных экологических факторов;

·  выполнять правила поведения на природе;

·  защищать естественные объекты от загрязнений и заболеваний;

·  отличать полезные растения от вредных и запрещать своим товарищам и взрослым пользоваться ими.

"Здоровье и общество"

·  понимать пользу всех видов работ для здоровья взрослых и детей, помогать старшим, жалеть их;

·  принимать участие в повседневной работе взрослых (в семье, детсаду), вместе с ними создавать условия для существования;

·  не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением;

·  соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми разного пола, уважать их;

·  помогать медицинской сестре в профилактической работе.

Природные условия здоровья.

Ребенок - творение природы: живой и неживой. Его тело, зачатое матерью и отцом, соткано из воды, воздуха, ультрафиолетовых солнечных лучей, из глины, железа, золота, олова и других элементов. Все это природа, ее компоненты жизнедеятельные, конструктивные защитные силы.

Чтобы малыш рос, физически развивался, становился совершенным, уникальным творением – человеком. Ему нужны эти силы: солнце, воздух, вода во всех проявлениях агрегатного состояния: роса, снег, изморозь. Поэтому каждодневное закаливание организма детей вышеупомянутыми естественными факторами есть бесценное и очень влиятельное на здоровье ребенка условие.

Специальное закаливание, максимальное перенесение деятельности малышей в природу есть не только ценное средство физического воспитания, но и первые связи ребенка с жизнедеятельными силами природы, которые помогают им осознавать себя как часть природы и Вселенной.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.

При валеологическом обследовании дети старшей группы должны знать:

1.Чем отличается живая природа от неживой?

2.Работа с картинками, показать представителей:

2.1) живой природы;

2.2) неживой природы.

3.Назвать признака: зимы, весны, лета, осени.

4.Какая связь между живой и неживой природой? (Ответы давать на примере.)

5.Имеют ли объекты неживой природы влияние один на другой? (Примеры.)

6.Влияет ли состояние погоды на поведение и здоровье людей? Как?

7.Какие явления природы наиболее характерные для нашего города? Найти и показать их на картинках.

8.Как охраняют природу в нашем городе?

9.Какой вклад в охрану природы можешь внести ты?

10.Работа с картинками:

10.1) показать и назвать садовые растения. Какая их роль в нашей жизни?

10.2) показать и назвать декоративные растения. Какая их роль в нашей жизни? Есть ли среди них лечебные?

Наши прадеды были здоровее, чем сегодняшнее поколение - в частности благодаря тому, что много времени находились на свежем воздухе, работали физически, вели подвижный образ жизни, имели полноценное питание, жили среди природы, которая положительно влияла на духовность, физическое и психическое здоровье.

Народная оздоровительная система строится, как и системы других, в частности восточных народов, на исповедовании единства пяти стихий природы: земля - вода - дерево - железо - огонь. Человек - это часть природы, и все процессы, которые происходят в окружающей среде, непременно и параллельно происходят в человеческом организме. Итак, для того, чтобы стать сильным, как природа, надо жить в единстве с ней, подчиняться ее законам.

Бесспорно, положительное значение имеет пребывание на свежем воздухе. Учеными доказано, что определенное влияние на организм имеют температура, влажность воздуха, скорость движения его потоков, его аэронов. Известный немецкий врач Х. Гуфеланд писал: "каждодневная воздушная ванна полезна для здоровья. Она дает телу гибкость и силу, душе - радостное расположение духа".

В большом почитании всегда была у нашего народа вода. Есть множество пословиц поговорок, народных поверий, сказок о "живой" и "мертвой" воде. Воду называют кровью земли. С одной стороны - это целебная животворная сила, основа всего живого на земле, со второго - грозная, разрушительная, стихия.

Воду издавна использовали с лечебной и оздоровительной целью. Парилка в бане и погружение в холодную воду, припарки и компрессы, влажные обвертывания для ног, рук и другие процедуры использовались издавна для лечения многих заболеваний.

Наши прадеды верили, что поскольку вода имеет свойство смывать грязь, то с таким же успехом она может очищать человека от болезней.

Большой оздоровительной силой наделяли и землю. Родная земля всегда ассоциируется с образом матери ("мать земля"). Земля кормила и поила человека, давала ему силу и становилась последним приютом в конце жизненного пути.

Контакт с землей - прекрасное средство закаливания организма, надежное средство предотвращения плоскостопия. К сожалению, мы редко привлекаем к этому наших малышей. А такой способ укрепления здоровья известен с давних времен. Современные ученые-физиологи доказывают, что подошвы ног принадлежат к наиболее рефлексогенным зонам человеческого организма. Стопы ног - это наш распределительный щит, на котором есть 72000 нервных окончаний: через него можно влиять на любую часть тела. Кроме того, на подошвах стоп значительно больше, чем на других частях тела, терморецепторов, которые реагируют на тепло и холод и вдобавок рефлекторно связанные с носовой частью гортани. Именно через босые ноги земля поглощает электрические разряды,  которые накапливаются в организме вследствие ношения синтетической одежды.

Хождение босиком - это своеобразный точечный массаж, который тонизирует организм и поддерживает его в рабочем состоянии. Вот почему наши пращуры меньше жаловались на болезни ног, так как больше ходили босиком.

Важным средством оздоровления всегда было солнце, "когда солнышко пригреет, то и трава зеленеет", "солнце греет, солнце сияет, вся природа воскресает".

О целебных свойствах солнечных лучей говорил еще Гиппократ. Они очень полезные: улучшают обменные процессы, дыхания, кровообращение, тонус нервной системы.

Люди должны жить в активном сотворчестве с природой.

Дыхательная гимнастика.

Упражнения для постановки дыхания.

Начало формы

Вступление (Дыхательные упражнения)

Ø  Часы

Ø  Трубач

Ø  Петух

Ø  Каша кипит

Ø  Паровозик

Ø  На турнике

Ø  Шагом марш

Ø  Насос

Ø  Регулировщик

Ø  Летит мяч

Ø  Вырасти большой

Ø  Лыжник

Ø  Маятник

Ø  Гуси летят

Семафор

Конец формы

Вступление (Дыхательные упражнения)

Дыхательная гимнастика нужна для лучшего развития лёгких. Эти упражнения ребёнок должен выполнять утром и среди дня. В летнее время занятия лучше проводить на воздухе. Их также используют после утренней гимнастики, и после гимнастики пробуждения (дневной сон), для восстановления дыхания.

Часы

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, проговаривают „тик-так”. Повторить 10-12 раз.

Трубач

Сидя, кисти рук зажать в трубочку, поднять кверху. Медленно выдыхая, громко проговаривать „п-ф-ф-ф”. Повторить 4-5 раз.

Петух

Стать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а потом плескать ими по бедрам. Выдыхая, проговаривать „ку-ка-ре-ку”. Повторить 5-6 раз.

Каша кипит

Сидя, одна рука лежит на животе, вторая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Вдыхая, громко проговаривать „ф-ф-ф-ф-ф-ф”. Повторить 3-4 раза.

Паровозик

Ходить по комнате, делая попеременно движения руками и проговаривая „чух-чух-чух”. Повторять на протяжении 20-30 секунд

На турнике

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад, на лопатки – долгий выдох. Выдыхая, проговаривать „ф-ф-ф-ф-ф-ф”. Повторить 3-4 раза.

Насос

Стать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, потом наклон туловища вбок– выдох, руки вдоль туловища, при этом громко проговаривать „с-с-с-с-с”. Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, вторая отведенная вбок. Вдох носом, потом поменять положения рук: во время продолжительности выдоха проговаривать „р-р-р-р-р”. Повторить 5-6 раз.

Летит мяч

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Проговаривать, выдыхая „у-х-х-х-х”. Повторить 5-6 раз.

Вырасти большой

Стать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, проговаривать „у-х-х-х-х”. Повторить 4-5 раз.

Лыжник

Имитация ходьбы на лыжах на протяжении 1,5-2 минуты. На выдохе проговаривать „м-м-м-м-м”.

Маятник

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклоны туловища в стороны. При наклоне – выдох, промолвить „т-у-у-у-у-х-х”. Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

Гуси летят

Медленная ходьба на протяжении 1-2 минут. Поднимать руки у стороны – вдох, руки вниз – выдох, проговаривать „г-у-у-у-у”.

Семафор

Сидя, ноги поставлены вместе. Поднимать руки у стороны – вдох, медленно опускать вниз – продолжительный выдох, проговаривать „с-с-с-с”. Повторить 3-4 раза.

Иммунная гимнастика.

Упражнения для поднятия иммунитета.

Первый комплекс

1. Одну ладонь положить на лоб; другую - на затылок. Через одну минуту поменять руки местами. 2. Пощипать одновременно края ушных раковин. 3. Легкое поглаживание за ушными раковинами. 4. Сделать три вдоха - выдоха через левую (правую) носовые полости. 5. Положить одну руку на пупочное кольцо и держать неподвижно; указательный и средний пальцы другой руки (согнув в кулак все другие пальцы) положить вокруг губ и выполнять легкие движения, поглаживание пальцами. Через одну минуту поменять руки местами. 6. Руки положить на пояс; выровнять спину и поднять голову. Промаршировать восемь раз. 7. Наклониться вперед и выполнять движения, которые поглаживают, одновременно обеими кистями рук одну минуту. 8. Легкое поглаживание ног по боковым поверхностям снизу - вверх (по три раза каждую ногу). 9. Легкое поглаживание рук по верхней части от кисти до плеча (по три раза каждую руку).

Мимическая гимнастика.

Разминки для лицевых мышц.

Мимические разминки.

Спать хочется (средняя и старшая группы).

В положении «сидя на стуле» — дети зевают, глаза постепенно закрываются (веки тяжелые), брови приподняты, голова медленно падает на грудь, туловище расслабляется.

Вкусное варенье (средняя и старшая группы).

Движения языком по верхней губе. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

Почистим зубы (средняя и старшая группы).

Движения языком по внутренней стороне верхних зубов. Рот открыт, нижняя челюсть и губы (в улыбке) неподвижны.

Дудочка играет (средняя группа).

Имитация играющей дудочки — губы вытянуты вперед. Задание целесообразно выполнять под музыкальное сопровождение.

Слоники (средняя и старшая группы).

Губы вытянуты вперед — имитация всасывания воды хоботом при вдохе. То же — имитация разбрызгивания воды при вдохе (воздух выпускается через сжатые зубы).

Развитие мелких мышц лица и мимики.

Курочка и цыплята

(для средней группы)

Цель: развивать воображение, эмпатию, выразительные движения всего тела.Упражнение выполнятся под текстовое сопровождение (стихотворение Т. Волгиной):

Пошла, курочка гулять,

Сочной травки пощипать.

Изображение степенной походки мамы-курочки: руки слегка раздвинуты в стороны и назад, наклоны вперед все телом, ноги прямые, имитация пощипывания травки клювом, сосредоточенный взгляд.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Легкий бег на носках, руки — «крылья», слегка раздвинуты в стороны и назад, выражение любопытства на лице, шея вытянута, глаза, и рот широко раскрыты.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Сосредоточенное выражение на лице мамы-курочки: брови сдвинуты, губы округлые, глаза прищурены; указующий жест пальцем. Курочка показывает, как искать зернышки: имитация разгребания почвы движениями ног, наклоны головы вперед.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Туловище наклонено вперед, шея вытянута, внимательный взгляд, движения головой вниз – вверх — «цыплята» клюют насекомых и набирают в клюв воду. Изображения глотания воды: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, плечи опущены, выражение удовольствия на расслабленном лице.

Облака

(для детей старшей группы)

Цель: развивать воображение, выразительные движения.

Выполняется под текстовое сопровождение (стихотворение Н.Екимовой).

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

— Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

— Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой,

Мышцы лица расслабляются, появляется улыбка.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог,

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

Выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот в виде буквы «о», лицо напряжено.

А маленькое облачко

Над озером плывет

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягонький,

Летим, летим со мной!

Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Массаж.

Самомассаж

Оборудование: массажные маленькие мячи для активизации точек организма; массажные коврики; рисунки и таблицы по точечному самомассажу; гимнастические мячи.

Массаж тела

Цель: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело.

1. Разогревающий массаж.

Поглаживание. Дети сидят на коврике по-турецки. В начале занятия разогревают ладошки, потирая их друг о друга, затем мягкими движениями поглаживают шею от шейных позвонков к гортани (6—8 раз). В перерыве между поглаживаниями — медленное поворачивание головы вправо, влево далее дети поглаживают руки от кисти до плеча. Сопровождают действия словами: «От кисти до плеча». Затем также поочередно поглаживают ноги, сопровождая действия словами: «От стопы до бедра».

Растирание и похлопывание. Растирание дети начинают с шеи, затем руки и ноги, голени, бедра. Похлопывание дети производят с рук. Необходимо обратить внимание детей, что похлопывание мягких тканей рук и ног должно быть касательным. На заключительном этапе дети встают на стопы и разогревают их, поочередно потирая о ковер.

2. Парный массаж.

Предлагается детям выбрать себе пару и положение для выполнения массажа. Можно использовать гимнастические мячи (один ребенок лежит на мяче, другой, стоя, делает ему массаж). Можно выбрать положение лежа на полу (один ребенок лежит, другой делает массаж, сидя верхом или рядом на коленях).

Описание массажа: — разогревание своих ладошек; — поглаживание (от плеча до поясницы);— растирание (попеременно ладошками, елочкой);— поглаживание;— игровой массаж («Курочка поклевала», «Гуси пощипали»);— поглаживание;— игровое упражнение с вокализацией на выдохе (звук «а») «Слон прошел». Мягкой стороной кулачка дети постукивают по спине товарища. От плеч до середины спины и обратно до плеч. Лежащий ребенок произносит на выдохе «а»;— поглаживание. Затем дети меняются местами, и массаж продолжается с другими ребятами. Оценка выполнения задания дается по состоянию кожного покрова.Точечный массаж рук и тела.

Ежедневный самомассаж и взаимомассаж (массаж товарищу) рук и тела после дневного сна.

Этюды.

Стихи приветствия, для поднятия настроения.

Приветствия.

Земле.

Вместе с солнышком встаем,

Небу мы улыбку шлем,

Всей Земле — большой привет!

Ведь ее прекрасней нет!

Ветру

Здравствуй, ветер озорной,

Летом, осенью, весной

Ты прохладу даришь нам

И деревьям, и цветам.

Солнцу

Ты всех любишь, ты всех греешь,

Всех ласкаешь и жалеешь,

Наше Солнышко, наш свет,

Все тебе мы шлем привет!

Цветам

Мы цветочки рвать не будем,

Пусть растут на радость людям!

Красные и голубые,

Все красивые такие!

Животным

Всем зверушкам, птичкам, рыбкам

И жучкам мы шлем улыбки.

Всех, друзья, вас очень любим.

Обижать мы вас не будем!

Старшим

Старшим место уступаем

Мы в автобусе, трамвае.

И во всем им помогаем.

Старшим трудно, мы ведь знаем!

Самая добрая, самая милая,

Где же на все ты берешь свои силы?

Мамочки нашей нет лучше на свете,

Знают об этом и папы и дети!

Приветствие.

Доброе утро, леса и поля,

Доброе утро, планета Земля,

Счастья, здоровья Вам, люди, желаем!

С улыбкой счастливой

Мы в детсад забегаем!

* * *

Здравствуй, родное приволье моё:

Солнце и небо,

Море и речка,

Скалы и горы,

Леса и поля,

Поле и пашня,

Луг и долина!

Доброе утро, моя страна,

Я улыбаюсь тебе всегда!

* * *

Здравствуй, дивный лес

И широкие поля!

Здравствуй, чудо-океан

И прекрасная земля!

Здравствуй, ветер озорной,

Поиграй, дружок со мной,

Разнеси мои слова

Во все села, города,

Чтоб услышать их могли

Люди всей большой земли

И послали мне в ответ

Все улыбки и привет!

Папе

Папа сильный, папа смелый,

Все он делает умело.

Как за каменной стеной,

Мы за папиной спиной.

* * *

Я приветствую тебя,

Неба синего лазурь,

Я приветствую тебя,

Моря синева,

Я приветствую тебя,

Утренней зари пурпур,

Посмотрите на меня,

Чудо – облака.

Вы смотрите на меня

Каждый час,

Ведь частица вы меня,

Мне не жить без вас.

* * *

В садике мы каждый день

Делаем зарядку,

Выполняем упражненья

Строго по порядку:

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись!

* * *

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

* * *

Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Только глазки мы откроем,

олько личико умоем,

Мамино лицо родное

— С добрым утром, — скажет нам.

— С добрым утром, мама, папа!

— Здравствуйте, в саду ребята,

— Солнце, небо и зверята

— Утра доброго всем вам!

За утро, солнце, небо голубое,

За счастье жить нам всем одной семьёю,

За Землю-Матушку, что лаской нас согрела.

Нас накормила, в свой покров одела,

За то, что терпелива к нам, как к детям,

Спасибо, ей, что мы живём на свете!

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

Пусть тепло всем в мире будет,

Улыбаются пусть люди

И о войнах позабудут,

Мир пусть будет без конца!

Детскому саду

Здравствуй, добрый наш «Познай-ка»!

Утром в гости нас встречай-ка.

Детский сад — второй наш дом.

Хорошо мы в нем живём.

Для души.

Улыбка

Дети замыкают круг, касаясь, друг друга рукой, плечом, глядя в глаза друг другу, улыбаясь, произносят слова:

Улыбнись быстрее ты мне,

Улыбнусь и я тебе.

Здравствуй, солнышко ясное,

Здравствуй, небо прекрасное!

Мы приносим за все благодарность,

Природа, Тебе!

Сотвори солнце в себе

В природе есть солнце. Оно всем светит, и всех любит, и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который не­сёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло веем-веем, (руки в стороны перед собой).

Солнышко

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание). Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Добрые слова

Постарайтесь ежедневно 1-3 минутки посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию прежде всего тому человеку, кто с<